Маргоша

Немного о истории праздников



История российских праздников



На Руси, как и во всех странах, принято праздновать различные национальные, исторические, а в наше время - и международные праздники. Как правило, разным праздникам соответствуют разные обычаи празднования и различные обряды. Это напрямую связано с историей появления того или иного праздника или события в жизни народа и страны.
праздники России Россияне традиционно отмечают следующие праздники и торжества: день рождения человека, свадебные торжества, наступление Нового года, День защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта; возродилась традиция достаточно широко отмечать церковные праздники - Пасху, Масленицу.
В последнее время, в связи с более плотной интеграцией с культурой народов других стран, в России стали отмечать и некоторые популярные в этих странах празднования, например день Святого Валентина.
Давайте, для начала, познакомимся с историей появления самых популярных праздников, отмечаемых жителями России, чтобы понять ритуалы, обычаи и традиции, сопутствующие им.

***

Свадебные обычаи на Руси

Большинство свадебных обрядов являлось наследием языческой Руси; другие появились с возникновением христианства.
Значительная часть обрядов и атрибутов русской свадьбы была заимствована у других народов.
Так, в античных бракосочетаниях существовали и обручальные кольца, и невестины покрывала, и свечи, и свадебные дары, и венки, и соединение рук.
Обычай осыпать новобрачных хмелем, зерном и деньгами также возник в Античности.
Русский каравай, как символ бракосочетания, был заимствован у древних римлян: в Риме новобрачные должны были отведать пирог, приготовленный из муки, замешанной на соленой воде и меде.

В конце 9 века христианство было провозглашено официальной религией Киевской Руси. С распространением новой веры началось формирование традиционного русского свадебного обряда, окончательно завершившееся только к 16 веку.
К моменту христианизации Руси все свадебные обряды были тесно связаны с языческими верованиями древних славян. Основным: нововведением христианства стало обязательное церковное освящение брака. С самого начала и на протяжении многих и многих веков христианская церковь боролась с отголосками язычества, но последнее не собиралось сдавать своих позиций и все глубже и глубже проникало в быт русских крестьян. В результате сложился сложный симбиоз христианства с языческими верованиями славян.
Начальный этап традиционного свадебного ритуала состоял из сватовства, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, сговора, богомолья (обручения) и запоя.

свадебные обычаи

Далее следовало венчание , которому предшествовали девичник и молодечник. Венчание традиционно завершалось многочисленными свадебными пирами (столами).
Основные составляющие свадебного ритуала в разных местах имели свои названия и по-разному сочетались между собой. Все обряды соблюдались в том случае, если хотя бы для одного из молодоженов брак был первым. Если женились вдовцы или выходили замуж вдовы, то свадебный ритуал максимально упрощался, а то и вовсе не исполнялся.
Второй брак уже не был окутан той аурой святости, которая сопровождала первый. Содержание свадебных обрядов было одинаковым и для тех, кто женился в первый раз, и для вдовцов.
Третий брак, большая редкость на Руси, не одобрялся Церковью и поэтому проходил без венчания.
Четвертый брак вообще запрещался Православной Церковью. Тем не менее, дети, рожденные в четвертом браке, в отношении наследства пользовались правами законных наследников.

Как правило, на Руси свадьбы играли в периоды когда прекращались сельскохозяйственные работы, осенью, начиная с Покрова дня (1 октября по старому стилю) и зимой от Крещения до Масленицы. Хорошей приметой было приурочить дату венчания или срок знакомства к Покрову дню, так как Покров, наряду с Пятницей Параскевой считался покровителем брачных союзов.
Во время праздника Покрова невесты молились:
"Батюшка Покров, мою голову покрой!"
В весенне-летний период, во время страды, совершались только браки "по нужде" - например, чтобы скрыть добрачную беременность невесты или если не хватало рабочих рук. В любом случае старались избежать свадьбы в мае, чтобы не "маяться всю жизнь".

Кроме аграрного календаря, на выбор даты свадьбы большое влияние оказывал календарь церковный. Православная Церковь запрещала венчание во время постов. (Великого, Петрова, Успенского и Рождественского), накануне воскресных, двунадесятых, храмовых и великих праздников, от Рождества до Богоявления, во время Масленицы (сырой седмицы) и пасхальной седмицы.
Не приветствовались свадьбы накануне среды и пятницы на протяжении всего года. Таким образом, для свадеб оставалось не так уж много дней в году.

В 13-16 и даже 17 веках в России женились очень рано - в 12-13 лет. Готовить детей к женитьбе (замужеству) начинали чуть ли не с колыбели, так как в деревне семья играла исключительно важное экономическое значение. Кроме того, нравственные представления крестьянского люда были тесно связаны с семьей. К возрасту вступления в брак девушка должна была знать весь свадебный обряд и уметь правильно голосить (плакать с причитаниями).
Девушку на выданье одевали лучше ее младших сестер, давали ей большую свободу и распространяли о ней хорошую молву ("славили"). Менялось и само поведение девушки, и отношение к ней со стороны крестьянской общины. Если в семье было несколько дочерей, то соблюдалась очередность по старшинству: первой должна была выйти замуж самая старшая дочь.

Засидевшихся в невестах девушек (в возрасте более 20 лет) величали не иначе как "вековухами" или "перестарками". Люди на таких девушек поглядывали косо, не стремились предлагать им своих сыновей, так как считали, что они - с пороком. Молодого человека, не женившегося в положенный срок, называли "бобылем". Бобыль, как и вековуха, вызывал публичное осуждение.

Брачному обряду предшествовали общественные смотры невест, которые приурочивались к престольным праздникам (Крещению, Святкам, Пасхе, Троице) или устраивались в период весенне-летних гуляний. На смотры съезжались не только односельчане, но и парни с родителями из соседних деревень.
Среди девушек большой популярность пользовались всевозможные виды предсвадебных гаданий, во время которых каждая незамужняя девица старалась узнать, каким будет ее суженный и выйдет ли она замуж в текущем году. Самым благоприятным периодом для гадания считались Святки, а также Покров день и день Параскевы Пятницы, покровителей брачных союзов.

Женитьба находилась целиком в руках родителей или заменяющих их людей (в случае сиротства). В подавляющем большинстве случаев жених и невеста не знали друг друга до брака. Чаще всего инициатором свадьбы выступали родители жениха, иногда - родители невесты. Нередко браки начинались по повелению высших лиц. Господа совершали браки между своими слугами, не спрашивая их согласия. Цари и великие князья сами выбирали невест для своих бояр.

Родители жениха выбирали невесту с согласия всей родни. Мнение сына учитывалось в самую последнюю очередь или не учитывалось вовсе, особенно, если оно шло в разрез с родительской волей. Девушка должна была отвечать, прежде всего, требованиям родителей, так как в ней видели продолжательницу рода. Искали невесту того же сословия и примерно того же уровня достатка.
Когда подходящая кандидатура была найдена, родители собирали совет, на котором присутствовали жених и все ближайшие родственники. На совете обсуждалась родословная потенциальной невесты, имущественное положение ее семьи, анализировались личные качества девушки (покорность, доброта характера, уважительность) и ее рабочие навыки, выяснялось, нет ли у невесты хотя бы отдаленного родства с женихом.

свадебные обычаи на Руси

Особого обсуждения требовал случай, если невеста была круглой сиротой.
Мнение девушки на вступление в брак не учитывалось совсем. Если девушка отказывалась подчиняться родительскому выбору, ее нередко принуждали к замужеству силой и угрозами.
Браки без благословения родителей, которые назвались "тайными", "беглыми" или "самокрутками", совершались крайне редко, так как осуждались крестьянской общиной.
Существовал поверье, что заключенные без согласия родителей браки "противозаконны и кончаются для сторон несчастливо".
Причин такой свадьбы могло быть несколько:

  • мезальянс, или любовь между людьми, неравными по социальному положению или материальному достатку;
  • долгое безбрачие девушки;
  • беременность незамужней девицы;
  • хитрость жениха, желающего заполучить приданое невесты, воспользовавшись ее наивностью;
  • родительский отказ в благословении.

Иногда родители сознательно шли на тайную свадьбу, чтобы избежать лишних расходов, связанных с организацией свадебного пира.
Девушка сама принимала активное участие в побеге. По возможности, еще накануне венчания она с надежным человеком переправляла свое приданое к жениху. После тайного венчания новобрачные являлись с повинной в дом родителей невесты и падали пред ними ниц, прося прощения. В некоторых приволжских деревнях отец невесты бил молодых плетью по спине, но прощал их, благословляя иконой и хлебом-солью. В худшем случае отец невесты признавал мужа дочери спустя некоторое время.

Здесь вашему вниманию предлагается коллекция красивых свадебных поздравлений.

***



Празднование Нового года

Празднование Нового года у древних народов обыкновенно совпадало с началом возрождения природы и в основном было приурочено к марту месяцу. Постановление считать Новый год с месяца "авив" (т.е. колосьев), соответствовавшего нашему марту и апрелю встречается в законе Моисея. С марта же считалось новолетие и у римлян, до преобразования календаря в 45 г. до Рождества Христова Юлием Цезарем. Римляне в этот день приносили жертвы янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая его благоприятным днём.

празднование Нового года на Руси

В 1492 году великий князь Иоанн Васильевич Третий утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года - 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины, различные оброки и т.д.
Первообразом той церковной церемонии, с какой проходило на Руси празднование сентябрьского новолетия, служило празднование его в Византии, установленное Константином Великим.

Последний раз Новый год отпразднован был 1 сентября 1698 года, проведён был весело и в пиршестве, устроенном с царскою пышностью воеводой Шеиным, собравшим невероятное множество бояр, гражданских и военных чиновников, а также большое число матросов. К ним подходил сам Царь, оделял их яблоками, называя каждого из них братом. Каждый заздравный кубок сопровождался выстрелом из 25 орудий.

Пётр Великий изменил коренным образом и летоисчисление, и способ празднования Нового года. В первый год 18 столетия он уже приказал вести летоисчисление от Рождества Христова, отменив летоисчисление от дня сотворения мира.
Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ о том, что Великий Государь Пётр Алексеевич повелел "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова".
В знак того доброго начинания и нового столетнего века, "после благодарения Богу и молебного пения в церкви" повелено было:
"...по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых.

А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года.
А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым Годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится.
А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы.
Празднование Нового года А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класт, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же".
Сам Царь Петр I первый пустил ракету, которая, огненной змейкой извиваясь в воздухе, возвестила народу наступление Нового года, а вслед за нею согласно царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной...

Для жителей Российских городов Новый год является главным праздником зимы и отмечается 1 января. Однако и среди городских жителей есть исключения, которые не празднуют Новый год. Настоящий праздник для верующего - это Рождество Христово. А перед ним строгий Рождественский пост, который длится 40 дней. Начинается он 28 ноября и заканчивается только 6 января, вечером, с восходом первой звезды. Есть даже деревни, селения, где все жители Новый год не празднуют или празднуют его 13 января (1 января по Юлианскому стилю), после поста и Рождества.

Здесь - интересные новогодние поздравления.

***

Празднование Пасхи

Вся история христианства - это проповедь события, которое произошло в весеннее утро месяца Нисана, когда распяли Иисуса Христа, а день Его воскресения сразу стал главным праздником христиан.
Однако традиция празднования Пасхи имеет более глубокие корни в ветхозаветном прошлом. Задолго до Рождества Христова еврейский народ был порабощен египтянами и на просьбы евреев дать им свободу, фараон неизменно отвечал отказом - ему не хотелось расставаться с бесплатной рабочей силой.

Празднование Пасхи

Рабство становилось все невыносимее, фараон, обеспокоенный чрезмерным ростом числа евреев, даже постановил умерщвлять рождающихся у них мальчиков. Пророк Моисей (вождь евреев), по повелению божьему, пытался добиться свободы для своего народа.
Божественное покровительстве еврейского народа явилось следствием так называемых "10 египетских казней" - вся египетская земля, за исключением того места, где жили евреи, страдала от различных напастей. Однако фараон не воспринял этого всерьез.
И тогда произошло следующее: Господь через Моисея повелел каждой еврейской семье заколоть агнца, запечь и съесть его с пресным хлебом и горькими травами, а кровью агнца помазать косяк двери своего жилища. Это должно было быть знаком неприкосновенности помеченного дома.

Согласно преданию, ангел умертвил всех египетских первенцев, даже первенцев скота, но прошел мимо домов, в которых жили евреи (XIII век до Р.Х.).
После этого напуганный фараон в ту же ночь даровал евреям свободу.
С тех пор Пасха отмечается израильтянами, как день избавления от египетского рабства. Празднование Пасхи (от еврейского "Песах" - "проходить", в значении "избавляться") проходило семь дней. Эту неделю каждый правоверный должен был провести в Иерусалиме.

В пищу во время Пасхи употребляли только пресный хлеб, как воспоминание о том, что уход евреев из Египта был поспешным и они не успели заквасить хлеб, а взяли с собой только пресный. Отсюда второе название Пасхи - Праздник опресноков.
Каждая семья приносила в храм агнца, которого закалывали по специальному обряду. Агнца, который так и назывался - Пасха, семья должна была запечь и обязательно полностью съесть вечером в первый день праздника.

После прихода Иисуса Христа старозаветное празднование Пасхи теряет смысл. Уже в первые годы христианства она была осмыслена, как прообраз смерти и воскрешения Христа.
До IV века от Р.Х. дата празднования Пасхи никого не волновала, в тот период каждый воскресный день был Пасхой. В IV веке церковь приняла решение отмечать Пасху в первый воскресный день после весеннего полнолуния (не ранее 4 апреля и не позже 8 мая по новому стилю).
Александрийский епископ, по поручению Собора, особыми пасхальными посланиями извещал все Церкви о дне, на который, по астрономическим вычислениям, приходится Пасха.

С тех пор этот день становится "праздником праздников" и "торжеством торжеств", центром и вершиной всего года. В разных уголках земного шара существуют свои обычаи, ритуалы и традиции празднования этого светлого праздника христиан. О некоторых из этих традиций вы можете узнать на этой страничке, в блоке под рекламой.
К Пасхе готовятся заранее.
Самому главному празднику предшествует семинедельный пост - время покаяния и духовного очищения. Непосредственно празднование начинается с участия в пасхальном богослужении. На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых.
А после того, как окончится служба, верующие "христосуются" - приветствуют друг друга целованием и словами "Христос воскресе!" и отвечают "Воистину Воскресе!".

Празднование Пасхи продолжается сорок дней - ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Он вознесся к Богу Отцу на небо, благославив апостолов.
В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе - самой торжественной - люди ходят друг к другу в гости, дарят куличи и крашеные яйца. Пасхальные угощения По преданию, обычай красить яйца восходит к апостольским временам, когда Мария Магдалина, прибывшая в Рим для проповеди Евангелия, преподнесла в дар императору Тиберию яйцо. Живя по завету учителя "не собирайте себе сокровищ на земле", нищая проповедница не могла купить более дорогой подарок.
С приветствием "Христос воскресе!", Мария вручила яйцо императору и пояснила, что Христос восстал из гроба, как цыпленок, который вылупится из этого яйца.
"Как может мертвый воскреснуть? - последовал вопрос Тиберия - это все равно, что яйцо сейчас превратилось бы из белого в красное!"
И тут на глазах у всех произошло чудо - яичная скорлупа стала ярко-красного цвета, как бы символизируя Кровь, пролитую Христом.

Одна из страничек моего сайта посвящена тому, как готовится праздничный стол на Пасху, там же вы можете найти рецепты пасхальных куличей и угощений.

***



Здесь - о некоторых российских православных праздниках - масленице, радунице, троице, вознесении.