Маргоша

Старинные православные праздники на Руси



Масленица



Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта.
Масленицу повсюду на Руси ожидали с большим нетерпением - это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник, который сопровождался различными обычаями и обрядами, направленными, в основном на то, чтобы помочь найти холостой молодежи пару и содействовать бракосочетаниям и созданиям семей.

празднование Масленицы в деревне

Смысловое значение масленицы - это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины - желтые, круглые и горячие они отождествлялись с Солнцем.

С субботы уже начинали праздновать "малую Масленку". Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращавшихся с базара вопросом:
"Везешь ли Масленицу?"
Кто отвечал "Нет", того били лаптями.
В этот же день ребятишки с особым азартом катались с гор: существовала примета - кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.

Последнее воскресенье перед Масленицей носило название "мясного воскресенья". В вологодских деревнях принято было наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать их в гости на Масленицу.
В "мясное воскресенье" тесть ездил звать зятя "доедать барана".

По материалам прошлого столетия, Масленицу обычно открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили приветствие Масленице:

..."Звал-позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься ,в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка!
Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Как навстречу Масленицы выезжал честной Семик в салазочках, в одних портяночках, без лапоток.
Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во двар на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей-то Семик бьет челом на салазочках, в одних портяночках. без лапоток. Как и тут ли честная Масленица на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася.
Ей-то Семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину. Входила честная Масленица, широкая боярыня. к Семику во тесовый терем, садилась за дубовый стол, к зелену вину. Как и она ль, честная Масленица, душой потешалася, умом повеселилася, речью наслаждалася".

После этой встречи ребятишки сбегают с гор и кричат
"Приехала Масленица! Приехала Масленица!".

В Дмитровском районе под Москвой "в понедельник в семьях, где есть молодежь, делают из тряпок женскую фигуру с длинной косой. Фигура изображает девушку; в руки этой фигуры дается помазок и блин - главные символы Масленицы.
Во многих семьях блины начинают печь с понедельника. Накануне вечером, когда появятся звезды, старшая в семье женщина выходит на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих, и призывает месяц выглянуть в окно и подуть на опару:
"Месяц ты месяц, золотые твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару!"

В Масленицу прощались с холодной долгой зимой и встречали солнце. Веселье длилось несколько дней. Верили, что злые духи не выносят шума, поэтому с криком сжигали старый мусор - считалось, что нечистая сила прижилась за зиму в залежалом хламе. Жгли или топили соломенное чучело, переодевались в чужую одежду, рядились в шкуры животных, мазали лицо сажей - с той же целью обмануть, отвадить злых духов.

Празднование Масленицы

Типично русским масленичным увеселением было также катание на тройках под песни, с шутками, прибаутками, поцелуями.
Больше всего на Масленицу оказывалось внимания молодоженам. Они выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару.
Например, костромичи "выборанивали девок" - таскали борону вдоль домов, чтобы девкам легче было выйти замуж.
В некоторых районах Воронежской губернии неженатым парням привязывали колоды - это шуточное наказание за то, что не женился в прошедший мясоед. От колоды и от довольно откровенных насмешек приходилось откупаться вином, конфетами, блинами.

Одним из главных событий, связанным с молодоженами и справляемым в Масленицу по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир. (Если зять был по душе, разумеется).

Сопровождает Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего рядятся цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло.

Калужские девки и бабы разыгрывали целое представление - похороны Масленицы: "Делают из соломы куклу с руками, надевают на нее бабью рубаху и сарафан, а на голову навязывают платок. В таком виде кукла эта изображает собой Масленицу. Затем одну бабу наряжают попом, надевают на нее рогожу вместо ризы и в руки ей дают навязанный на веревке осметок - вместо кадила.
Двое из участвующих в обряде берут Масленицу под руки и в сопровождении толпы, под предводительством "попа" пускаются в путь из одного конца деревни в другой, при пении различных песен.
Когда же процессия выступает в обратный путь , то Масленицу сажают на палки, вместо носилок, накрывают ее пеленкой. Дошедши до конца деревни, процессия останавливается. Тут куклу-Масленицу раздевают, рвут и растреплют всю. Во время шествия с Масленицей "поп", размахивая кадилом, кричит "аллилуйя!", а за ним кричит, шумит вся толпа - кто во что горазд: кто плачет, кто воет, кто хохочет и т.д. А когда Масленицу хоронят, то поют песни.

С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли:
"Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!"

Считалось, что Масленица называлась так потому, что в течение всей недели ели коровье масло. До праздника в пост потребляли только конопляное.
Неделю в каждом доме пекли блины - основное и обязательное блюдо на столе (круглый блин - символ Солнца). Каких их только не было! Молочные и яичные, на дрожжах, на опаре, из гречневой муки и из ржаной, пшеничные и овсяные, с припеком, с двумя припеками. Ели блины и этим самым действом поклонялись солнцу - Яриле.
Первый блин на Масленицу - за упокой. Его кладут на слуховое окошко "для душ родительских".

Каждый день этой недели имел свое название:

  • понедельник - "встреча";
  • вторник - "заигрыш" - с утра молодежь приглашали покататься с горки, поесть блинов;
  • среда - "лакомка", "разгул", "перелом"- теща приглашала всех своих зятьев на блины;
  • четверг - "разгуляй-четверток", "широкий"- начало масленичного разгула - катание по улицам, различные обряды;
  • пятница - "тещины вечерки", "тещины вечера"зятья угощают тещу блинами;
  • суббота - "золовкины посиделки", "проводы"- молодая невеста приглашала родных к себе, дарила золовкам подарки;
  • воскресенье - "прощеный день", "заговенье на Великий пост"- проводы Масленицы. Ездили в гости, целовались в знак полного примирения и просили друг у друга прощения (как правило - младшие у старших).

Прощеное Воскресенье - перед началом Великого поста - день общего покаяния, день очищения от грехов и раскаяния.
Великий пост - семинедельный период строгости, святости, воздержания; пост строгий, особенно первая неделя (Сборная), четвертая (Крестопоклонная) и последняя - седьмая (Страстная). На страстной неделе пост прекращался после литургии в страстную субботу, когда вовсю начинается подготовка к Пасхе.

***



Радуница

на Радуницу

Радуница - девятый день от Пасхи, вторник Фоминой недели. В этот день обязательно ходили на могилы, а к вечеру веселились.
Радуница была праздником всенародным. Вся деревня выходила на кладбище к могилам своих близких. Женщины на могилах причитали...
На могилы приносили еду и питье: кутья, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво и т.д.
Едой делились с покойными: яйца, блины и прочие угощения крошили на могилах и оставляли их там. На могилы лили масло, вино, пиво; все это делалось "мертвым на еду".По могиле катали яйца.

Празднование Радуницы - один из древнейших языческих обычаев почтения Предков. Именно Радуница является языческим аналогом христианской Пасхи - как времени посещения могил.
В отличие от других языческих Праздников на Радуницу - утром надлежит трудиться, днём горевать по усопшим, а вечером веселиться. Поэтому, Радуница начинается с ухода за могилами, продолжается поминанием Предков и заканчивается народным гуляньем.
Смысловое значение понятия Радуница связано со словом Рада - означающим Совет, подразумевая тем самым Собрание не только живых, но и поминаемых. Поэтому, немаловажным в этот День является поминание всех усопших Предков.
Богом блюстителем Радуницы является Волос и большим Благом в этот День является дождь, ибо эта влага обладают большой целительной силой.

***

Вознесение

Вознесение Господне

На сороковой день после Пасхи церковь праздновала "вознесение" Христа на небо.
Вознесение Господне - христианский праздник, отмечаемый в 40-й день по Пасхе в честь вознесения плоти Иисуса Христа на небо и обетования о Его втором пришествии. Как изъясняет Афанасий Великий, вознесение Спасителя означает обожение его человеческой природы, которая становится невидимой для телесного ока.
Праздник всегда приходится на четверг.

В народном календаре этот праздник наполнялся аграрным смыслом. Вознесение понималось совершенно конкретно, как "рост", "подъем", "восхождение".
На Вознесение пекли из теста "лесенки". В Ярославской губернии "лесенки" делались обязательно с семью ступеньками, по числу семи небес Апокалипсиса.
Лесенки освящались в церкви, затем их относили на колокольню и бросали вниз на землю. При этом, конечно, гадали о том, на какое из семи небес суждено попасть гадающему. Когда все семь ступенек оставались целы, это указывало гадальщику прямой путь на небо, и наоборот: если лесенка разбивалась на мелкие куски, то тем обнаруживали страшного грешника, который ни на одно из небес не годится.

Однако такое употребление хлебных лесенок было редким. Обыкновенно после обеда мужики, бабы и девки идут все на свои ржи в поле. Там всякий у своей нивы бросает лесенку вверх, приговаривая:
"Чтобы рожь моя выросла так же высоко".
После этого лесенки съедались.

В разных губерниях Руси были и разные обычаи, обряды, совершавшиеся в Вознесение.
К Вознесению в ряде мест приурочивались некоторые приметы, обряды, связанные с кукушкой.
Как правило, около Вознесения начинает колоситься жито и замолкает кукушка, отчего в народе говорят:
"Кукушка подавилась житным колоском"
или: "И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день, прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется".

***

Троица

Троица - воскресенье, пятидесятый день после Пасхи.
День Святой Троицы называется также Днем сошествия Святого Духа на апостолов.
Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. Внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и этим шумом наполнился весь дом, в котором они находились. Тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов.
Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.

празднование Троицы на Руси

В этот день церковь призывает верующих поклониться Триединому Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом.
Этот православный праздник в различных местах Руси тоже был наполнен обрядами и обычаями, характерными для смыслового содержания праздника. Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.

"...После обедни девушки меняют свой наряд на лучшие платья, на голову надевают свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе идут в лес развивать березку. Пришедши туда, они становятся в кружок около завитой березки, и кто-нибудь из них срубает ее и устанавливает посреди кружка. Тут все девушки подходят к березке и начинают украшать ее лентами и цветами. Далее открывается триумфальное шествие девушек попарно, а впереди всех одна из них несет березку, и таким образом обносят ее вокруг всей деревни. Пришедши на одну из улиц. они втыкают березку в землю и начинают петь и водить вокруг нее хоровод. Здесь к ним присоединяются парни, все хором поют".

К вечеру с березки наряд снимают, выдергивают из земли и тащат уже к речке, как преступника, топить, несут по улице целой толпой, кто за какой сучек ухватится, и, пришедши на берег, бросают ее в воду с криком:
"Топи, семик, топи сердитых мужей!", и несчастная березка плывет туда, куда понесет ее течение воды..."
(Владимирская губерния).

***



На следующей странице - о пасхальных блюдах и угощениях.